Не Искусство подражает Жизни, а Жизнь подражает Искусству (с)



Мне сегодня подумалось.

Странно: жили когда-то люди, такие же человечные, если можно так выразиться, как мы, что живём сегодня. Возможно писали картины, возможно книги. Потом эти люди умерли. Их дома превратили в музеи (и теперь по их домам ходят туристы в шортах и с рюкзаками за спинами), в их честь назвали рестораны, улицы, площадя...Да что там: появились открытки с их изображениями, тетради, майки, даже кружки.

Из их дневников создают книги, их принадлежности кладут в музеях за стёклами на всеобщее обозрение, когда где-то каким-то образом найдутся их письма, об этом сообщают по телевизору.

(Интересно: Кафка когда-то читал письма Флобера к Луизе Коле.

Сегодня кто-то читает письма Кафки к Фелице Бауэр).

С какой-то стороны это замечательно (я сама безумно люблю музеи, дневники, письма, хотя на вряд ли бы купила себе кружку с изображением любимого писателя/поэта/художника - как бы это сказать - возможно, из уважения к ним и моего перед ними преклонения). Да, конечно, это замечательно, так в общем-то и должно быть: каждая страна должна помнить своих гениев и гордиться ими.

Но иной раз подумаю и делается дурно: люди становятся достопримечательностью городов (даже те люди, которые когда им по-настоящему было это нужно (т.е. когда они были живы) не были признаны по заслугам), при чем порой настолько избитой достопримечательностью, что их жизнь и их искусство теряются за их именами; сходить в их музей становится одним из главных пунктов плана каждого туриста, а самое обидное, что не всегда понятно: кто пришел потому что л ю б и т , а кто пришёл потому что: любопытно/ надо/ "как же находится в Париже,Лондоне,Мадриде - и не пойти?". А когда видишь в музеях целые группы подростков, которым возбужденная учительница тщетно пытается что-либо объяснить и рассказать, тем временем, как у тех на лицах написано: "Зачем ты, сволочь, меня сюда привела?"...



Перед музеем Кафки в Праге стоят одна напротив другой две статуи: два обнажённых, испускающих мочу (воду) мужчины, при чем бёдра у них то и дело туда-сюда крутятся, крутятся... Вокруг них толпятся люди и каждый норовит потрогать, заснять на видео, сфотографировать...

Какой-то нездоровый интерес и нервный смех.

(Просмотрела видео в интернете)

А что бы подумал об этом Кафка - кому интересно?



(Вспомнила сейчас, как в фильме "Paris, je t'aime" одной из героинь была девушка, приехавшая в Париж для того, чтобы навестить кладбище Пер-Лашез. После долгих стараний она наконец отыскала могилу Оскара Уайльда, подошла к ней и поцеловала, оставив на могильном камне красный след своей губной помады.

Но было в этом жесте столько фальши, столько наигранности, что меня чуть наизнанку не вывернуло).